Профилактика терроризма

 

 

Законодательство:

Федеральный закон от 6 марта 2006 г N 35 ФЗ «О противодействии терроризму»

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"

Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности"

Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности"

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ "О безопасности"

 

Указ Президента РФ от 26 декабря 2015 г. №664 "О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму"

Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 "О мерах по противодействию терроризму"

Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. №646 "Об утверждении доктрины информационной безопасности Российской Федерации"

 

 

Одобрен

решением Национального

антитеррористического комитета

от 9 апреля 2019 г.

 

ПОРЯДОК

ОРГАНИЗАЦИИ И КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ИСПОЛНЕНИЮ КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ НА 2019 - 2023 ГОДЫ

 

  1. Общие положения

 

  1. Настоящий Порядок разработан во исполнение пункта 5.4 Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 годы <1>, утвержденного Президентом Российской Федерации 28 декабря 2018 г. N Пр-2665, и регулирует вопросы организации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации ими мероприятий Комплексного плана, а также координации данной деятельности.

--------------------------------

<1> Далее - Комплексный план.

 

  1. Положения настоящего Порядка являются обязательными для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, реализующими мероприятия Комплексного плана, антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской Федерации и антитеррористическими комиссиями муниципальных образований.

 

  1. Организация деятельности федеральных органов

исполнительной власти

 

  1. В целях организации деятельности по выполнению мероприятий Комплексного плана руководители федеральных органов исполнительной власти:

3.1. Организуют ежегодное планирование деятельности по реализации мероприятий Комплексного плана.

3.2. Определяют должностное лицо из числа своих заместителей, ответственное за организацию и контроль деятельности по исполнению Комплексного плана, а также подразделение, являющееся головным исполнителем <1>, и соисполнителей мероприятий Комплексного плана из числа подразделений федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций.

--------------------------------

<1> Далее - головной исполнитель.

 

3.3. Организуют контроль деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

3.4. Организуют методическое руководство деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере деятельности федерального органа исполнительной власти, в ходе которого:

осуществляется сбор и анализ практики деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации Комплексного плана в соответствии со сферой деятельности федерального органа исполнительной власти;

разрабатываются и направляются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации методические и информационные материалы;

распространяется передовой опыт организации и проведения мероприятий по исполнению Комплексного плана.

3.5. Организуют закрепление в положениях о подразделениях федеральных органов исполнительной власти, должностных регламентах (инструкциях) сотрудников, участвующих в рамках своих полномочий в реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма, соответствующих обязанностей.

3.6. Представляют в Национальный антитеррористический комитет информацию о результатах исполнения федеральными органами исполнительной власти мероприятий Комплексного плана (за первое полугодие - к 25 июля отчетного года, за год - к 25 января года, следующего за отчетным), по установленным в соответствии с пунктом 9.3 настоящего Порядка формам.

  1. Головной исполнитель:

4.1. Координирует работу и осуществляет методическое обеспечение деятельности подразделений федерального органа исполнительной власти.

4.2. Определяет срок представления подразделениями федерального органа исполнительной власти отчетных документов.

4.3. Создает (при необходимости) рабочую группу по реализации мероприятий Комплексного плана.

4.4. Ежегодно, до 15 января направляет в аппарат НАК копию плана (раздела плана) по реализации федеральным органом исполнительной власти мероприятий Комплексного плана на текущий календарный год.

4.5. По запросу аппарата НАК направляет дополнительные документы и информацию.

  1. Руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти:

5.1. Организуют ежегодное планирование деятельности по реализации Комплексного плана.

5.2. Определяют должностное лицо из числа своих заместителей, ответственное за организацию и контроль деятельности по исполнению Комплексного плана, а также подразделение, являющееся головным исполнителем.

5.3. Представляют в антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации отчетные документы о результатах деятельности по исполнению Комплексного плана по установленным ими формам и срокам.

 

III. Организация деятельности органов исполнительной власти

субъектов Российской Федерации

 

  1. Высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации:

6.1. Организуют ежегодное планирование деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий Комплексного плана, а также их учет в государственных программах субъектов Российской Федерации в области профилактики терроризма.

6.2. Определяют должностное лицо из числа своих заместителей, ответственное за организацию и контроль деятельности по исполнению Комплексного плана, а также головного исполнителя из числа органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

6.3. Организуют контроль деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

6.4. Организуют закрепление в положениях о подразделениях органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, должностных регламентах (инструкциях) сотрудников, участвующих в рамках своих полномочий в реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма, соответствующих обязанностей.

  1. Головной исполнитель:

7.1. Координирует работу и осуществляет методическое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

7.2. Определяет срок представления органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации отчетных документов.

7.3. Создает и организует деятельность рабочей группы по реализации мероприятий Комплексного плана.

7.4. Ежегодно, до 25 декабря направляет в антитеррористическую комиссию субъекта Российской Федерации копию плана по реализации органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации мероприятий Комплексного плана на очередной календарный год.

7.5. По запросу антитеррористической комиссии субъекта Российской Федерации направляет дополнительные документы и информацию.

7.6. Представляет в антитеррористическую комиссию в субъекте Российской Федерации отчетные документы о результатах деятельности по исполнению Комплексного плана по установленным ими формам и срокам.

 

  1. Координация деятельности федеральных органов

исполнительной власти, органов исполнительной власти

субъектов Российской Федерации и органов

местного самоуправления

 

  1. Координация и контроль деятельности федеральных органов исполнительной власти и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации осуществляется аппаратом НАК.
  2. В целях реализации пункта 8 настоящего Порядка аппарат НАК:

9.1. Оказывает методическую и консультативную помощь федеральным органам исполнительной власти и антитеррористическим комиссиям в субъектах Российской Федерации.

9.2. Осуществляет контроль деятельности федеральных органов исполнительной власти и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, в ходе которого:

проводит анализ и оценку планов, отчетных и иных материалов, представляемых федеральными органами исполнительной власти и антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской Федерации;

осуществляет проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации.

9.3. Определяет формы отчетных документов о реализации Комплексного плана.

9.4. Запрашивает в федеральных органах исполнительной власти и антитеррористических комиссиях в субъектах Российской Федерации документы и информацию.

9.5. Осуществляет до 15 марта года, следующего за отчетным, подготовку доклада председателя Национального антитеррористического комитета Президенту Российской Федерации о реализации Комплексного плана.

  1. Для выработки мер, направленных на повышение уровня организации и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, создается рабочая группа по реализации мероприятий Комплексного плана. Порядок работы группы, ее состав утверждаются заместителем председателя Национального антитеррористического комитета - руководителем аппарата Национального антитеррористического комитета.
  2. Координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществляется антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской Федерации.
  3. В целях реализации функции, предусмотренной пунктом 11 настоящего Порядка, антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации:

12.1. Рассматривают не реже 2 раз в год вопросы планирования, хода и результатов деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по исполнению Комплексного плана.

12.2. Организуют взаимодействие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления при реализации Комплексного плана.

12.3. Обеспечивают оказание методической и консультативной помощи антитеррористическим комиссиям муниципальных образований.

12.4. Определяют сроки предоставления территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления отчетных документов о результатах деятельности по исполнению Комплексного плана.

12.5. Представляют в Национальный антитеррористический комитет информацию о результатах исполнения территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мероприятий Комплексного плана (за первое полугодие - к 25 июля отчетного года, за год - к 25 января года, следующего за отчетным), по установленным в соответствии с пунктом 9.3 настоящего Порядка формам.

  1. Для выработки мер, направленных на повышение уровня координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, эффективности реализации Комплексного плана, антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации могут создавать рабочие группы по реализации мероприятий Комплексного плана.

 

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы
(утвержден Президентом Российской Федерации 28 декабря 2018 г. № Пр-2665)

Общие положения

Реализация Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 – 2018 годы позволила сформировать законодательные и организационные механизмы противодействия идеологии терроризма. Организовано кадровое, методическое и научное обеспечение данной деятельности, к ее осуществлению привлечены органы местного самоуправления.
В результате осуществления комплекса адресных профилактических мероприятий сокращено количество российских граждан, выезжающих за рубеж для участия в деятельности международных террористических организаций (далее – МТО).

Проведение в образовательных организациях культурно-просветительских и воспитательных мероприятий, в повестку которых включается антитеррористическая тематика, позволяет добиваться осознания подрастающим поколением преступной сущности терроризма. Заметно вырос объем и повысилась действенность подготовленных информационно-пропагандистских материалов антитеррористической направленности.

Разработка механизмов защиты информационного пространства позволила существенно ограничить возможности для проникновения в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (далее – сеть «Интернет») материалов, содержащих идеи, пропагандирующие и оправдывающие террористическую деятельность.

Проведенная субъектами противодействия терроризму работа способствовала снижению уровня радикализации различных групп населения, прежде всего молодежи, а также повышению эффективности функционирования системы оказания на них профилактического воздействия. Число преступлений, характеризующих террористическую активность в субъектах Российской Федерации, в том числе за счет указанной работы, уменьшилось с 2013 года более чем в восемь раз. Увеличилось количество лиц, склоненных к отказу от террористической деятельности. Разобщены организованные источники распространения идеологии терроризма внутри страны.

В то же время активная пропагандистская и вербовочная деятельность МТО, базирующаяся на искажении традиционных религиозных постулатов, принимает новые организационные формы, для ее ведения используются современные средства коммуникации. Объектами вербовочных устремлений МТО зачастую становятся иностранные граждане, прибывшие по каналам трудовой миграции. Расширяется география террористических проявлений, которые фиксируются во всех федеральных округах.

Анализ деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию идеологии терроризма свидетельствует о наличии неиспользованных резервов в ее организации.

Научное и методическое обеспечение деятельности по противодействию идеологии терроризма не в полной мере отвечает реальным потребностям практики и нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Настоящий Комплексный план (далее – Комплексный план) разработан в развитие Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 – 2018 годы, направлен на реализацию положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, а также других нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности личности, общества и государства.

С учетом прогноза развития обстановки целью реализации мероприятий Комплексного плана является защита населения от пропагандистского (идеологического) воздействия МТО, сообществ и отдельных лиц. Приоритетными задачами, на решение которых направлены мероприятия Комплексного плана, являются:

- повышение эффективности профилактической работы с лицами, подверженными воздействию идеологии терроризма, а также подпавшими под ее влияние;

- реализация мер по формированию у населения Российской Федерации антитеррористического сознания;

- совершенствование мер информационно-пропагандистского характера и защиты информационного пространства Российской Федерации от идеологии терроризма;

- развитие организационных и иных мер, направленных на повышение результативности деятельности субъектов противодействия терроризму.

Для достижения указанной цели и решения обозначенных задач необходимо реализовать следующий комплекс мероприятий.


  1. Профилактическая работа с лицами, подверженными воздействию идеологии терроризма, а также подпавшими под ее влияние

В целях предупреждения вовлечения в террористическую деятельность лиц, подверженных воздействию идеологии терроризма, а также подпавших под ее влияние, обеспечить повышение эффективности:

1.1. Реализации социально-экономических мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в отношении лиц, отбывших наказание за совершение преступлений террористического характера, направленных на их ресоциализацию.

Исполнители:
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере труда и социальной защиты, во взаимодействии с территориальными органами МВД России;
Срок: ежегодно.

1.2. Проведения с лицами, отбывающими наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, информационно-пропагандистских мероприятий по разъяснению преступной сущности и общественной опасности терроризма с привлечением представителей религиозных и общественных организаций, психологов.

Исполнители:
на федеральном уровне – ФСИН России;

на региональном уровне – территориальные органы ФСИН России во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере государственной национальной политики;

Срок: ежегодно.

1.3. Осуществления с лицами, отбывающими наказание за совершение преступлений террористического характера, в том числе не связанное с лишением свободы, профилактических мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в форме индивидуальных профилактических бесед с привлечением представителей религиозных и общественных организаций, психологов, в ходе которых разъяснять указанным лицам их моральную и правовую ответственность перед обществом, государством, социальные и правовые последствия террористической деятельности.

Исполнители:
на федеральном уровне – ФСИН России;

на региональном уровне – территориальные органы ФСИН России во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере государственной национальной политики;

Срок: ежегодно.

1.4. Проведения с членами семей(1) лиц, причастных к террористической деятельности (действующих, осужденных, нейтрализованных), в том числе возвратившихся из стран с повышенной террористической активностью(2), бесед по разъяснению норм законодательства Российской Федерации, устанавливающих ответственность за участие и содействие террористической деятельности, а также оказания указанным лицам социальной, психологической и правовой помощи при участии представителей религиозных и общественных организаций, психологов.

Исполнители:
территориальные органы МВД России во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере труда и социальной защиты, органами местного самоуправления;
Срок: ежегодно.

1.5. Организации работы по доведению лицам, прибывающим из стран с повышенной террористической активностью для временного проживания и осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации, норм законодательства Российской Федерации, устанавливающих ответственность за участие и содействие террористической деятельности, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, создание и участие в деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя России, с привлечением работодателей, представителей религиозных и общественных организаций.

Исполнители:
на федеральном уровне – МВД России во взаимодействии с ФАДН России;
на региональном уровне – территориальные органы МВД России во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере государственной национальной политики;
Срок: ежегодно.

1.6. Проведения с лицами, прибывающими в Российскую Федерацию из стран с повышенной террористической активностью для обучения, на базе образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования мероприятий (в том числе при участии представителей религиозных и общественных организаций, психологов) в форме индивидуальных или групповых бесед по доведению норм законодательства, устанавливающих ответственность за участие и содействие террористической деятельности, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, создание и участие в деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя России.

Исполнители:
на федеральном уровне – Минобрнауки России, Минпросвещения России, иные органы государственной власти (государственные органы), имеющие в ведении образовательные организации высшего и (или) среднего профессионального образования (в отношении подведомственных образовательных организаций);
на региональном уровне – органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах образования, культуры, молодежной и государственной национальной политики, спорта, совместно с органами местного самоуправления;
Срок: ежегодно.

1.7. Организации работы по изучению лицами, получившими религиозное образование за рубежом и имеющими намерения заниматься религиозной деятельностью на территории Российской Федерации, норм законодательства Российской Федерации, устанавливающих ответственность за участие и содействие террористической деятельности, традиционных российских духовно-нравственных ценностей(3) и современной религиозной ситуации в регионе пребывания.

Исполнители:
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере государственной национальной политики, во взаимодействии с органами местного самоуправления;
Срок: ежегодно.

1.8. Проведения с молодежью(4), в том числе с лицами, состоящими на профилактическом учете и (или) находящимися под административным надзором в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с причастностью к совершению правонарушений в сфере общественной безопасности, профилактических мероприятий в форме индивидуальных (групповых) бесед по формированию стойкого неприятия идеологии терроризма и привитию традиционных российских духовно-нравственных ценностей с привлечением к указанной работе представителей религиозных, общественных и спортивных организаций, психологов.

Исполнители:
территориальные органы МВД России во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сферах образования, молодежной политики, спорта, социальной защиты;
Срок: ежегодно.

  1. Меры по формированию у населения Российской Федерации антитеррористического сознания

2.1. В целях развития у населения, прежде всего молодежи, активной гражданской позиции, направленной на неприятие идеологии терроризма, проводить общественно-политические, культурные и спортивные мероприятия, посвященные Дню солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября). При реализации указанных мероприятий обеспечить максимальный охват участников из различных категорий населения с привлечением видных федеральных и региональных политических деятелей, авторитетных представителей общественных и религиозных организаций, науки, культуры и спорта.

Исполнители:
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах образования, молодежной и государственной национальной политики, культуры, спорта, печати и массовых коммуникаций, совместно с органами местного самоуправления;

Срок: ежегодно (сентябрь).

2.2. В целях снижения уязвимости молодежи от воздействия идеологии терроризма:

2.2.1. Проводить на базе образовательных организаций (в том числе с участием представителей религиозных и общественных организаций, деятелей культуры и искусства) воспитательные и культурно-просветительские мероприятия, направленные на развитие у детей и молодежи неприятия идеологии терроризма и привитие им традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Исполнители:
на федеральном уровне – Минобрнауки России, Минпросвещения России, иные органы государственной власти (государственные органы), имеющие в ведении образовательные организации (в отношении подведомственных образовательных организаций);

на региональном уровне – органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах образования, культуры, молодежной и государственной национальной политики, совместно с органами местного самоуправления;
Срок: ежегодно.

2.2.2. В рамках всероссийских и региональных молодежных форумов организовывать с привлечением лидеров общественного мнения(5) проведение тематических мероприятий по вопросам предупреждения распространения идеологии терроризма среди молодежи.

Исполнители:
на федеральном уровне – Росмолодежь;

на региональном уровне – органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере молодежной политики;
Срок: ежегодно.

2.2.3. Разработать и внедрить в практическую деятельность общественных организаций и движений, представляющих интересы молодежи, в том числе военно-патриотических молодежных и детских объединений, информационные и методические материалы по развитию у детей и молодежи неприятия идеологии терроризма и по привитию традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Обеспечить поддержку их деятельности в субъектах Российской Федерации.

Исполнители:
на федеральном уровне – Росмолодежь во взаимодействии с Минпросвещения России, ФАДН России, ФСБ России, МВД России, Росгвардией, Минобороны России;
на региональном уровне – органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах молодежной политики, образования, во взаимодействии с территориальными органами ФСБ России, МВД России, Росгвардии, органами военного управления Минобороны России;

Срок: 2019 год – разработка, далее – реализация.

2.2.4. Организовать разработку и включение в основные общеобразовательные программы образовательных организаций по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» разделов, посвященных вопросам формирования у учащихся основ информационной безопасности, в том числе вопросам защиты детей от пропаганды идеологии терроризма при использовании сети «Интернет».

Исполнитель:
Минпросвещения России во взаимодействии с ФСБ России, МВД России, Роскомнадзором;
Срок: 2019 год.

2.3. В целях предотвращения использования религиозного фактора в распространении идеологии терроризма:

2.3.1. Разработать методические рекомендации для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике распространения радикальной идеологии среди верующих.

Исполнитель:
ФАДН России во взаимодействии с ФСБ России;

Срок: 2019 год.

2.3.2. Проводить регулярные встречи с руководителями (представителями) религиозных организаций (групп) по вопросам совершенствования форм и методов профилактической работы среди верующих.

Исполнители:
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах государственной национальной политики и культуры;

Срок: не реже одного раза в полугодие.

2.4. В целях привлечения институтов гражданского общества к участию в работе по созданию информационных материалов в области противодействия идеологии терроризма осуществлять поддержку творческих проектов антитеррористической направленности, в том числе в рамках реализуемых грантовых программ.

Исполнители:
на федеральном уровне – Минкультуры России во взаимодействии с Росмолодежью;
на региональном уровне – органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах культуры и молодежной политики;
Срок: ежегодно.

  1. Совершенствование мер информационно-пропагандистского характера и защиты информационного пространства Российской Федерации от идеологии терроризма

3.1. В целях совершенствования информационно-пропагандистских мер, направленных на противодействие идеологии терроризма:

3.1.1. Организовывать с привлечением лидеров общественного мнения, популярных блогеров создание и распространение в СМИ и сети «Интернет» информационных материалов (печатных, аудиовизуальных и электронных) в области противодействия идеологии терроризма, в том числе основанных на обращениях (призывах) лиц, отказавшихся от террористической деятельности, а также их родственников.

Исполнители:
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах культуры, печати и массовых коммуникаций, во взаимодействии с территориальными органами МВД России, ФСБ России, ФСИН России, органами местного самоуправления;
Срок: ежегодно.

3.1.2. Обеспечить использование средств наружной рекламы и оборудования Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (ОКСИОН), установленных в местах массового пребывания людей, для доведения до населения информационных материалов (печатных, аудиовизуальных и электронных) в области профилактики терроризма.

Исполнители:
на федеральном уровне – МЧС России;
на региональном уровне – территориальные органы МЧС России во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сферах печати и массовых коммуникаций, культуры, государственной национальной политики;
Срок: ежегодно.

3.1.3. Обеспечить направление в Национальный антитеррористический комитет информационных материалов (печатных, аудиовизуальных и электронных) по вопросам профилактики терроризма для размещения на официальном портале Национального антитеррористического комитета и для последующего использования в практической деятельности.

Исполнители:
на федеральном уровне – Минпросвещения России, Минкультуры России, Минобрнауки России, МВД России, ФСБ России, Роспечать, ФАДН России, Россотрудничество, Росмолодежь, Минобороны России, ФСИН России, МИД России, МЧС России, Роскомнадзор, Минздрав России, Росгвардия (в установленной сфере деятельности);

на региональном уровне – высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

Срок: ежегодно.

3.1.4. Обеспечить создание и функционирование на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации разделов (подразделов), посвященных вопросам противодействия терроризму и его идеологии, а также доступ к данным разделам с главных страниц указанных сайтов.

Исполнители:
на федеральном уровне – МВД России, МИД России, Минкультуры России, Минобороны России, Минпросвещения России, Минобрнауки России, МЧС России, Росмолодежь, Роспечать, Россотрудничество, ФАДН России;
на региональном уровне – высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

Срок: 2019 год.

3.1.5. Предусмотреть в рамках проведения ежегодного конкурса по созданию игровых и неигровых национальных фильмов включение тем антитеррористической направленности, в том числе популяризующих героев, внесших вклад в борьбу с терроризмом, и увековечивающих память о них.

Исполнители:
Минкультуры России во взаимодействии с ФСБ России, МВД России, Минобороны России, Росгвардией;

Срок: ежегодно.

3.1.6. Проводить пресс-конференции (брифинги) по вопросам деятельности органов государственной власти в сфере противодействия терроризму для российских и зарубежных СМИ.

Исполнители:
МИД России, ФСБ России;
Срок: ежегодно.

3.2. В целях защиты информационного пространства Российской Федерации от распространения идеологии терроризма:

3.2.1. Проводить, в том числе с использованием автоматизированной системы детектирования запрещенной информации, мониторинг сети «Интернет» на предмет выявления интернет-ресурсов, содержащих террористические(6) материалы.

Исполнители: Роскомнадзор;

Срок: ежегодно.

3.2.2. Осуществлять мероприятия по блокированию (пресечению) распространения в сети «Интернет» террористических материалов, а также обеспечивать ограничение доступа к интернет-ресурсам, содержащим указанные материалы, в том числе в досудебном порядке.

Исполнители:
Роскомнадзор во взаимодействии с МВД России, ФСБ России;
Срок: ежегодно.

3.3. Осуществлять мероприятия по реагированию на проводимые иностранными государственными, политическими и общественными организациями, пропагандистскими центрами МТО акции антироссийского характера за рубежом, направленные на поддержку МТО, действующих против Российской Федерации и ее граждан, и на дискредитацию усилий Российской Федерации в области противодействия терроризму.

Исполнители:
МИД России, Россотрудничество, ФСБ России, СВР России;

Срок: ежегодно.

3.4. В целях повышения эффективности деятельности, связанной с анализом информационных материалов на предмет наличия в них сведений экстремистского (террористического) характера, изучить сложившуюся практику и выработать меры по сокращению сроков проведения экспертиз и проверок по федеральному списку экстремистских материалов.

Исполнитель:
Минюст России во взаимодействии с ФСБ России и МВД России;
Срок: 2020 год.

  1. Организационные и иные меры, направленные на повышение результативности деятельности субъектов противодействия терроризму

4.1. В целях совершенствования подготовки государственных и муниципальных служащих, а также иных работников, участвующих в рамках своих полномочий в реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма:

4.1.1. Разработать (скорректировать) программы повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, а также иных работников, участвующих в рамках своих полномочий в реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма.

Исполнители:
Минтруд России, Минпросвещения России, Минкультуры России, МЧС России, МВД России, ФСИН России, ФСБ России, Минкомсвязь России (в установленной сфере деятельности);

Срок: 2019 год.

4.1.2. Обеспечить повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, а также иных работников, участвующих в рамках своих полномочий в реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма.

Исполнители:
на федеральном уровне – Минтруд России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минкультуры России, МЧС России, МВД России, ФСИН России, ФСБ России, Минкомсвязь России, Росмолодежь (в установленной сфере деятельности);

на региональном уровне – высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (в части определения потребности в подготовке соответствующих специалистов);

Срок: ежегодно.

4.2. В целях реализации единой информационной политики в области противодействия идеологии терроризма обеспечить проведение межведомственных учебно-практических курсов для представителей СМИ, сотрудников пресс-служб заинтересованных органов государственной власти для приобретения практических навыков работы в кризисных ситуациях, в том числе в условиях террористической опасности.

Исполнители:
Роспечать во взаимодействии с Минобороны России, МВД России, МИД России, МЧС России, ФСБ России;

Срок: ежегодно.

4.3. В целях совершенствования научного и методического сопровождения деятельности в области противодействия идеологии терроризма:

4.3.1. Организовать с учетом утвержденного Национальным антитеррористическим комитетом перечня требующих научной проработки проблем в области противодействия идеологии терроризма проведение научных исследований.

Исполнитель:
ФСБ России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минюст России, ФСИН России, ФСО России, Росгвардия, Минобороны России, Минкомсвязь России, Росмолодежь (в установленной сфере деятельности);
Срок: 2019 год – разработка перечня, ежегодно – проведение исследований.

4.3.2. Для учета в практической деятельности по противодействию идеологии терроризма осуществлять подготовку и направление заинтересованным органам государственной власти обзоров международного опыта в указанной области.

Исполнитель: МИД России;

Срок: ежегодно.

4.3.3. Организовать на системной основе разработку методическими центрами, функционирующими на базе федеральных университетов, учебно-методических материалов по актуальным вопросам противодействия идеологии терроризма с учетом развития обстановки в указанной сфере.

Исполнители:
на федеральном уровне – Минобрнауки России (в установленной сфере деятельности);
на региональном уровне – высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (в части определения актуальных вопросов и направления запросов);

Срок: ежегодно.

4.3.4. Организовать разработку и направление в органы государственной власти (государственные органы), имеющие в ведении образовательные организации высшего и (или) среднего профессионального образования, информационно-методических материалов  по доведению до обучающихся норм законодательства Российской Федерации, устанавливающих ответственность за участие и содействие террористической деятельности, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, создание и участие в деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя России, в целях внедрения в образовательный процесс данных образовательных организаций.

Исполнители:
на федеральном уровне – Минобрнауки России, Минпросвещения России (в части разработки и направления информационно-методических материалов в установленной сфере деятельности);

на региональном уровне – органы государственной власти (государственные органы), имеющие в ведении образовательные организации высшего и (или) среднего профессионального образования (в части внедрения);
Срок: 2020 год.

4.3.5. Организовать разработку и направление в органы государственной власти (государственные органы), имеющие в ведении образовательные организации высшего и (или) среднего профессионального образования, методики своевременного выявления в образовательных организациях высшего и (или) среднего профессионального образования обучающихся, подверженных воздействию идеологии терроризма или подпавших под ее влияние, а также оказания указанным лицам соответствующей психологической помощи (далее – Методика) в целях ее внедрения в образовательный процесс данных образовательных организаций.

Исполнители:
на федеральном уровне – Минобрнауки России, Минпросвещения России (в части разработки и направления Методики в установленной сфере деятельности);
на региональном уровне – органы государственной власти (государственные органы), имеющие в ведении образовательные организации высшего и (или) среднего профессионального образования (в части внедрения Методики);
Срок: 2020 год – разработка и направление, 2021 год – внедрение.

4.4. В целях оценки эффективности деятельности органов государственной власти в области противодействия идеологии терроризма:

4.4.1. Проводить социологические исследования о влиянии идеологии терроризма на общественно-политическую ситуацию в субъектах Российской Федерации и об эффективности деятельности органов государственной власти в области противодействия идеологии терроризма.

Исполнитель: ФСО России;

Срок: ежегодно.

4.4.2. Проводить экспертную оценку влияния межнациональных и межрелигиозных отношений в субъектах Российской Федерации на ситуацию в сфере противодействия идеологии терроризма.

Исполнитель: ФАДН России;

Срок: ежегодно.

4.5. В целях совершенствования деятельности и обмена опытом по противодействию идеологии терроризма обеспечить проведение:

4.5.1. Конференций, форумов, семинаров, «круглых столов» и других мероприятий с последующим опубликованием их результатов, в том числе в сети «Интернет».

Исполнители:
на федеральном уровне – Минобрнауки России, Минпросвещения России, ФАДН России во взаимодействии с ФСБ России  (в установленной сфере деятельности);
на региональном уровне – высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

Срок: ежегодно.

4.5.2. Международной конференции по вопросам участия СМИ в противодействии терроризму.

Исполнители: Роспечать во взаимодействии с МИДом России, ФСБ России;
Срок: ежегодно.


  1. Координация и контроль деятельности по исполнению Комплексного плана

5.1. Координация и контроль деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по исполнению Комплексного плана осуществляется Национальным антитеррористическим комитетом.

5.2. Координацию работы и контроль за реализацией мероприятий Комплексного плана в субъектах Российской Федерации осуществляют высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

5.3. Руководители федеральных органов исполнительной власти и высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации несут персональную ответственность за исполнение мероприятий Комплексного плана.

5.4. Порядок организации и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по исполнению Комплексного плана определяется Национальным антитеррористическим комитетом в установленном порядке.

  1. Финансовое обеспечение деятельности по исполнению Комплексного плана

Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией Комплексного плана, осуществляется за счет бюджетных средств, выделяемых на основную деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за счет привлечения средств из внебюджетных источников.


Председатель Национального
антитеррористического комитета                                                              А. Бортников
28 декабря 2018 г.


(1) В Комплексном плане под членами семей понимаются: разделяющие идеологию терроризма супруг, супруга (в т.ч. вдовец, вдова), родители, дети, усыновители, усыновленные, братья и сестры.

(2) Здесь и далее перечень стран с повышенной террористической активностью предоставляется аппаратом Национального антитеррористического комитета (далее – аппарат НАК) в рамках ежегодных рекомендаций по планированию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части исполнения мероприятий Комплексного плана.

(3) К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины (статья 78 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683).

(4) В Комплексном плане к числу молодежи отнесено население Российской Федерации (социальные группы) в возрасте от 14 до 23 лет.

(5) В настоящем Комплексном плане под лидерами общественного мнения понимаются лица, оказывающее влияние на мнение населения, прежде всего молодежи, интерпретируя (комментируя) содержание и смысл распространяемой ими информации о происходящих событиях.

(6) В Комплексном плане под террористическими понимаются материалы, содержащие публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающие терроризм, а также материалы, включенные в федеральный список экстремистских материалов, доступ к которым подлежит ограничению на территории Российской Федерации.

 

 Памятка для граждан по действиям в экстремальных ситуациях

Террористическая преступность - величайшее зло, не признающее ни религиозных, ни национальных, ни государственных границ. Это определённая группа преступлений, объединённых признаками насилия в широком смысле этого слова, в целях наведения ужаса, как в отношении отдельных граждан, так и в отношении общества в целом.

БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТАХ

  • Не конфликтуйте с похитителями и террористами, постарайтесь установить с ними нормальные отношения.
  • В присутствии террористов не выражайте неудовольствие, воздержитесь от крика и стонов.
  • Используйте любую возможность для спасения.
  • Если произошел взрыв, примите меры к недопущению пожара и паники, окажите первую медицинскую помощь пострадавшим.
  • Запомните приметы террористов (лица, одежду, оружие - все, что может помочь спецслужбам).
  • Во время освобождения выберите место за укрытием, не высовывайтесь до окончания стрельбы, выполняйте требования работников спецслужб.

Обнаружение подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством.

Если вы обнаружили подозрительный предмет, который не должен, как вам кажется, находиться «в этом месте и в это время», не оставляйте этот факт без внимания.

Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте, опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, чья она или кто мог ее оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю (машинисту).

Если вы обнаружили подозрительный предмет в подъезде своего дома, опросите соседей, возможно, он принадлежит им. Если владелец не установлен немедленно сообщите о находке в ваше отделение полиции.

Если вы обнаружили подозрительный предмет в учреждении, немедленно сообщите о находке администрации.

Во всех перечисленных случаях:

  • не трогайте, не вскрывайте и не передвигайте находку;
  • зафиксируйте время обнаружения находки;
  • постарайтесь сделать так, чтобы люди отошли как можно дальше от опасной находки;
  • обязательно дождитесь прибытия оперативно-следственной группы;
  • не забывайте, что вы являетесь самым важным очевидцем.

Внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п.

Родители обязаны разъяснять детям, что любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность.

Не предпринимайте самостоятельно никаких действий с находками или подозрительными предметами, которые могут оказаться взрывными устройствами - это может привести к их взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям.

В случае угрозы взрыва постарайтесь как можно скорее покинуть зону возможного поражения.

В случае стрельбы на улицах.

Услышав выстрелы на улице, не подходите к окну посмотреть, что там делается.

Не стойте у окна, даже если оно закрыто занавеской.

Не поднимайтесь выше уровня подоконника, даже если вы выносите спящего ребенка.

Не разрешайте ребенку входить в комнату, со стороны которой слышны выстрелы.

Если вам навстречу попались незнакомые люди, а потом вы наткнулись на раненого, не спешите задерживать людей, окажите помощь пострадавшему, позвоните в милицию и «скорую помощь».

Если ребенок был один дома, когда услышал выстрелы на улице или в подъезде, он должен вызвать милицию и не подходить ни к окну, ни к дверям. Даже если будут звонить и говорить, что это милиция, он должен крикнуть, что открыть дверь не может.

Если стрельба застала вас на улице, ложитесь на землю и постарайтесь отползти за укрытие (угол дома, клумба, остановка), если такого поблизости нет, закройте голову руками и лежите смирно. Когда все утихнет, вы сможете подняться и, изменив маршрут, добраться до места назначения.

Какие бы обстоятельства ни застигли вас, у вашего ребенка на одежде всегда должна быть пришита метка с его именем, фамилией и телефоном для связи, а также медикаментозными противопоказаниями, если таковые имеются.

При угрозе взрыва:

Заметив подозрительные предметы, запретите окружающим прикасаться к ним и сообщите в полицию.

Если вы на улице:

  • отбегите от зданий, сооружений
  • при заблаговременном оповещении об угрозе покиньте здание, отключив электричество и газ, взяв необходимое (вещи, документы).

Вы в доме:

  • немедленно отойдите от окна;
  • задерните шторы;
  • не пользуйтесь лифтами, спускайтесь по лестницам;
  • не поддавайтесь желанию выпрыгнуть в окно с большой высоты;
  • при невозможности выйти наружу отступите в свободные коридоры и проемы и ждите помощи для себя и окружающих.

Не допускайте паники, истерик и спешки.

Помещение покидайте организованно.

Возвращайтесь в покинутое помещение только после разрешения ответственных лиц.

Помните, что от согласованности и четкости ваших действий будет зависеть жизнь и здоровье многих людей.

Поступление угрозы по телефону

В настоящее время телефон является основным каналом поступления сообщений, содержащих информацию о заложенных взрывных устройствах, о захвате людей в заложники, вымогательстве и шантаже.

При наличии АОНа сразу запишите определившийся номер телефона в тетрадь, что позволит избежать его случайной утраты.

При наличии звукозаписывающей аппаратуры обязательно запишите и надежно сохраните разговор.

При отсутствии звукозаписывающей аппаратуры и АОНа значительную помощь правоохранительным органам для предотвращения совершения преступлений и розыска преступников окажут следующие ваши действия:

  • постарайтесь дословно запомнить разговор и как можно точнее зафиксировать его на бумаге;
  • по ходу разговора отметьте пол и возраст звонившего, особенности его речи: голос (громкий или тихий, низкий или высокий), темп речи (быстрый или медленный), произношение (отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом), манера речи (развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями);
  • обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звук теле- или радиоаппаратуры, голоса, другое);
  • отметьте характер звонка - городской или междугородный;

Какие подозрительные сигналы указывают на террориста-самоубийцу?

  1. Внешний вид.

1.1. Одежда, несоответствующая времени года под которой, как будто что-то находится.

  1. Странное поведение.

2.1. Странное, неестественное поведение человека, в местах большого скопления людей, который пытается смешаться с толпой, проявляя нервозность, напряженное состояние, способствующее выделению пота.

2.2. Нерешительное, действующее на нервы бормотание.

2.3. Попытки избежать встречи с сотрудниками служб безопасности и правоохранительных органов.

2.4. Попытки уклониться от камер видеонаблюдения (попытка опустить голову, отвернуться, прикрыть лицо рукой или платком, спрятаться за более высокого человека);

2.5. На руках у не ориентирующихся в Москве террористов могут быть записаны телефоны или адреса;

2.6. Потеря ориентации в городе, в метрополитене;

2.7. Неустойчивое владение средствами мобильных систем.

  1. Подозрительное транспортное средство.

3.1. Номерные знаки кажутся "самодельными" или передние и задние знаки не совпадают.

3.2. Транспортное средство, подозрительно припаркованное на длительное время посередине площадки или на месте, не предназначенном для парковки.

Что нужно делать в случае, если вы что-то заподозрили?

  1. Немедленно позвоните по телефону в полицию (02, 112, 020) и сообщите оператору как можно больше информации о подозреваемом или транспортном средстве.
  2. Во время разговора с оператором попытайтесь следить за подозреваемым или транспортным средством на безопасном расстоянии.
  3. Дождитесь приезда сотрудников правоохранительных органов.

Ответственность за пособничество в террористической деятельности.

Под пособничеством понимаются умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.

Указанная противоправная деятельность квалифицируется по ст.205.1 УК РФ, предусматривающей наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.

Вместе с тем, лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Кроме этого, предупреждаем об ответственности за заведомо ложное сообщение об акте терроризма, а именно: готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно - опасных последствий. Указанная противоправная деятельность квалифицируется по ст.207 УК РФ, предусматривающей наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет.

Инструкция руководителям предприятий, организаций и учреждений по действиям в экстремальных ситуациях

Учитывая возможность совершения террористических актов на территории предприятий, учреждений, организаций и фирм (в дальнейшем объектов), перед их руководителями встают задачи как по обеспечению их безопасности, так и по выработке и выполнению плана действий в случае поступления сообщений, содержащих угрозы террористического характера.

В качестве мер предупредительного характера рекомендуем:

- ужесточение пропускного режима при входе и въезде на территорию объекта, установку систем сигнализации, аудио- и видеозаписи;

- ежедневные обходы территории предприятия и осмотр мест сосредоточения опасных веществ на предмет своевременного выявления взрывных устройств или подозрительных предметов;

- периодическую комиссионную проверку складских помещений;

- более тщательный подбор и проверку кадров;

- организацию и проведения совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажей и практических занятий по действиям при чрезвычайных происшествиях;

- при заключении договоров на сдачу складских помещений в аренду в обязательном порядке включать пункты, дающие право администрации предприятия при необходимости осуществлять проверку сдаваемых помещений по своему усмотрению.

В случае обнаружения подозрительного предмета незамедлительно сообщите о случившемся в правоохранительные органы по телефонам территориальных подразделений ФСБ и МВД России.

До прибытия оперативно-следственной группы дайте указание сотрудникам находиться на безопасном расстоянии от обнаруженного предмета.

В случае необходимости приступите к эвакуации людей согласно имеющемуся плану.

Помните: в соответствии с законодательством руководитель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье своих сотрудников.

- Обеспечьте возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения подозрительного предмета автомашин правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, сотрудников министерства по чрезвычайным ситуациям, служб эксплуатации.

- Обеспечьте присутствие лиц, обнаруживших находку, до прибытия оперативно-следственной группы и фиксацию их установочных данных.

- Во всех случаях дайте указание не приближаться, не трогать, не вскрывать и не перемещать находку. Зафиксируйте время ее обнаружения.