Измайловская межрайонная прокуратура разъясняет, принципы обжалования действий органов власти, контролирующих и правоохранительных органов

Предприниматели в процессе хозяйственной деятельности повседневно контактируют с государством в лице органов исполнительной власти, контролирующих и правоохранительных органов.

Однако не во всех случаях результаты такого взаимодействия устраивают представителей бизнеса.

Несогласие с действиями (бездействием) указанных органов возможно выразить в досудебном и судебном порядке.

С вступлением в силу отдельных положений Федерального закона
от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ) с 01.01.2023 действует обязательный досудебный порядок обжалования.

Досудебный этап предусматривает возможность обжалования вышестоящему должностному лицу органа, принявшего решение, в специальный контролирующий орган или прокурору.

К примеру, в соответствии требованиями ст. 40 Федерального закона
№ 248-ФЗ жалоба на решение территориального органа контроля (надзора), действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) данного территориального органа либо вышестоящим органом контрольного-надзорного ведомства.

В свою очередь жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа рассматривается его вышестоящим органом, а в случае отсутствия территориального органа контрольного (надзорного) органа и в случае обжалования решений контрольного (надзорного) органа, принятых его центральным аппаратом, действий (бездействия) должностных лиц центрального аппарата контрольного (надзорного) органа жалоба рассматривается руководителем контрольного (надзорного) органа.

Срок подачи жалобы составляет 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Исключением является срок подачи жалобы на предписание контрольного (надзорного) органа, который составляет 10 рабочих дней с момента его получения.

Положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
(далее – Федеральный закон № 210-ФЗ) предусмотрен механизм обжалования при предоставлении государственных или муниципальных услуг, в том числе субъектами предпринимательской деятельности. Основания для подачи жалобы в органы, предоставляющие государственную или муниципальную услугу, многофункциональный центр, орган государственной власти (орган местного самоуправления), являющийся учредителем многофункционального центра, уполномоченному многофункционального центра, регламентированы ст. 11.1 Федерального закона № 210-ФЗ.

Кроме того, любое решение органа власти или контрольно-надзорного органа возможно обжаловать в органы прокуратуры. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предусмотренных ч. 2 ст. 91 Федерального закона № 248-ФЗ, подлежат отмене контрольным (надзорным) органом, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие, вышестоящим контрольным (надзорным) органом или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора.

Судебный порядок обжалования решений контрольных органов устанавливается соответствующими процессуальными кодексами.

Согласно разъяснениям, приведенным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» к решениям, которые могут быть оспорены в суде, относятся индивидуальные акты применения права наделенных публичными полномочиями органов и лиц, содержащие волеизъявление и порождающие правовые последствия для граждан или организаций в сфере административных или иных публичных правоотношений.

Пленум обращает внимание на то, что может быть оспорено волеизъявление государственного органа или должностного лица, которое не облечено в форму решения, но может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов граждан и организаций или создавать препятствия к их осуществлению.

Права предпринимателей нуждаются в защите в том числе от незаконных действий сотрудников предварительного расследования.

Уголовно-процессуальным законодательством предусматривается право на судебную защиту от неправомерных действий правоохранительных органов.

Порядок рассмотрения жалобы на действия сотрудников правоохранительных органов регламентируется ст. 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. Если для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы или принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель. В случае необходимости проведения документальной проверки или ревизии этот срок может быть продлен до 30 суток. После принятия решения по жалобе оно может быть отменено.

Жалоба на действия сотрудника органа дознания (ст. 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации) или органа предварительного расследования может быть направлена его руководителю, руководителю подразделения (отдела, отделения и т.п.) или начальнику, руководителю органа, в котором сотрудник служит. Также жалоба может быть направлена начальнику вышестоящего органа.

Статьей 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Если место производства предварительного расследования определено в соответствии с ч.ч. 2–6 ст. 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, жалобы на действия (бездействие) и решения указанных лиц рассматриваются районным судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.

Предприниматель самостоятельно принимает решение куда ему или его представителю обратиться: в суд, органы прокуратуры или вышестоящий в порядке подчиненности орган (к вышестоящему должностному лицу) если считает, что его права нарушены.